Home News

1860 - 1880 годы. История ювелирной моды в высшем свете

01.10.2018

видео 1860 - 1880 годы. История ювелирной моды в высшем свете

Лек 41. Внешняя политика в 1860-е - 1890-е годы.

В эти два десятилетия мода достигла предела эксцентричности. Огромные кринолины причудливых форм контрастировали с теснейшими, неудобными корсетами; декольте бальных платьев были предельной глубины.


Общественное движение 1860 - 1870-х гг. Консервативное, либеральное, революционное направления

Волосы зачесывали от ушей к затылку, откуда они спускались каскадами завитков или закреплялись в сложные шиньоны. Украшения носили в большом количестве, в особом почете были серьги. Торговля ювелирными изделиями процветала.

Общественное движение 1880 - 1890-х гг.

На фото слева:

Редкое ожерелье 1870-х гг. и пара серег с восхитительной коллекцией камей на мифологические сюжеты

Во Франции у власти вновь оказался император. Эжени, супруга нового Наполеона, была законодательницей моды как в одежде, так и в украшениях; предпочтение она отдавала стилю XVIII века, считая Марию Антуанетту образцом для подражания. С ее легкой руки в моду вернулись кринолины, по ее же заказу Бапст переделал часть королевских драгоценностей в стиле Людовика XVI. Ее любимыми камнями были изумруды , поэтому во Франции того времени они пользовались наибольшим спросом после бриллиантов.

Вторая империя во Франции стала эпохой возрождения наполеоновских мотивов. Вернулась мода на тиары с узорами из завитков и подвесками-каплями из бриллиантов, жемчугов и изумрудов , а также на изделия с камеями. Лучшими резчиками камей по-прежнему считались итальянцы, хотя конкуренцию им пытались составить немецкие гранильщики драгоценных камней из Идар-Оберштейн. Их любимым материалом был агат , как правило, искусственно окрашенный при помощи методики, известной исстари: камень погружается в сахарный раствор, заполняющий пористый слой, затем его обжигают, сахар сгорает, и впитавший его слой приобретает черный или темно-коричневый цвет. Затем на белой, непористой части камня вырезается декоративный мотив, фон его оказывается темным.

Металлические соли использовались для искусственного изменения цвета сердолика , хризопраза и подобных материалов.

Но не только стиль украшений XVIII века вновь оказался в моде. Хотя пик увлечения Средневековьем и Ренессансом пришелся на 1850-е, ювелиры еще два десятилетия продолжали создавать изделия с подобными мотивами. В начале 1860-х такой эклектизм был дополнен волной интереса к греческому и этрусскому классицизму.

Тяготение к античным мотивам было характерно для итальянского, французского и английского ювелирного дела в течение двух десятилетий. Только в 1880-х этот интерес стал спадать.

Одним из самых популярных украшений в стиле неоренессанса в Англии 1870-х была подвеска с овальным камнем центре, в рамке из выемчатой разноцветной эмали, украшенная бриллиантами или хризобериллами с ромбовидной подвеской.

Во Франции неоренессанс проявился в изделиях с силуэтами грифонов и мифологических животных, отчеканенных из золота и серебра, часто украшенных полихромной эмалью.

Самые недорогие украшения в стиле неоренессанса изготавливались в Австрии. Венские украшения того времени из позолоченного металла с эмалью и полудрагоценными камнями или стразами, грубого дизайна и примитивной техники, встречаются повсеместно. Они чаще литые, чем чеканные, лишь слегка подправленные резцом, а эмаль на самых дешевых из них заменена цветным лаком. Самый популярный сюжет — св.Георгий, убивающий дракона.

В Ирландии интерес к древности выразился в производстве незамкнутых брошей в духе железного века; в Шотландии — в украшениях, инкрустированных местной «галькой», обычно яшмой. В Скандинавии изготавливались украшения в духе древних викингов: массивные золотые броши и браслеты с нордическими мотивами -мифологическими животными и рунами.

На Всемирной выставке 1867 года в Париже было выставлено немало ювелирных изделий. Там были не только украшения в стиле Древнего мира, Ренессанса и в стиле Людовика XVI, но и множество изделий с натуралистическими мотивами. В любом случае, новинкой стали украшения в египетском духе. Возрождение интереса к Древнему Египту было обусловлено строительством Суэцкого канала, близившимся к завершению. Еще одним важным фактором, привлекшим внимание к египетской теме, стала публикация записок Огюста Марьетта с описанием его раскопок в долине Нила, ставшая источником новых идей и декоративных мотивов.

Фроман-Мерис, Меллерио и Бушерон в Париже, восхищенные страной фараонов, выпустили большой ассортимент украшений, основными мотивами которых были соколы, скарабеи, папирусы, изображенные на непрозрачных зеленых, красных и синих эмалях. Скарабеи из фаянса и поделочного камня, изредка античные, чаще — копии, становились центральными звеньями браслетов и брошами. Джулиано, сам владевший коллекцией скарабеев, особенно любил вставлять их в центр золотых брошей.

Джон Брогден и Роберт Филлипс также работали в этом стиле. Иногда украшения с египетскими мотивами изготавливались из римских мозаик с крупнозернистыми, но яркими элементами, придававшими поверхности достаточно грубый вид. Впечатляющего эффекта эти украшения достигали с помощью цветового контраста между непрозрачным белым фоном и яркими, сияющими синими, красными и бирюзовыми изображениями сфинксов, папирусов, скарабеев и геометрических паттернов.

Натурализм достиг своей вершины под влиянием Оскара Массина (род. 1829, перестал работать в 1892), который довел до совершенства техники «tremblant» и «рат-pille». Его изделия стали образцом для подражания для ювелиров по всей Европе. Его композиции из округлых цветов и заостренных листьев, и наоборот, изготовленные в 1850-х, теперь достигли ботанической точности – с соблюдением формы и структуры листьев и цветов — и включали в себя также ленты, перья, пшеничные колосья и дождевые капли из бриллиантов. Он привнес в свои работы легкость и движение, свел до минимума количество металла в изделии, положив начало изготовлению «monture illusion» (изделий с невидимой основой).

В 1870-х набирала силу мода на бесцветные камни, идеалом которых были, безусловно, бриллианты. К 1890-м цветные камни, казалось, совсем вышли из моды. Растущая популярность бриллиантов была обусловлена открытием алмазных месторождений в Южной Африке в 1867 году, в результате которого в 1870-х количество бриллиантов на рынке стало возрастать, а цена их — снижаться.

Военные экспедиции и политические события 1860-х и 1870-х годов оказывали значительное влияние на моду, как в одежде, так и в дизайне украшений. После французской экспедиции в Китай, захвата Пекина и Летнего дворца в I860 году, большое количество императорских нефритов было вывезено во Францию, где их успешно использовал в своих изделиях Фонтене.

Французская кампания в Мексике привела к всплеску моды на экзотику — броши и украшения для волос с самоцветами в форме птички-колибри; однако мексиканское и южноафриканское искусство с их абстрактными, линейными формами не оказали значимого влияния на викторианских ювелиров и их коллег на континенте.

Вследствие того, что с 1850-х годов западные страны начали торговать с Японией, а также в результате революции 1866 года, в Европу начали поступать доселе неизвестные образцы японского искусства, значительно повлиявшие на эволюцию тем и орнаментов.

В середине 1870-х годов в Европе стало модным вставлять в ювелирные изделия небольшие пластинки с японской работой по металлу. Словарь ювелиров обогатился новыми терминами: «шибуичи» и «шакудо», обозначавшими техники украшения самурайских мечей. Они состояли в инкрустации золотом, серебром и медью по темной основе — сплаву серебра (шибуичи) или сплаву меди (шакудо).

Пластины шибуичи и шакудо, с крошечными бабочками, бамбуком, цветами и птицами, часто вставляли в золотые броши, браслеты и серьги.

Объединение Италии пробудило интерес ко всему итальянскому: в ювелирном деле это привело в начале 1860-х годов к росту популярности кораллов , которые в то время по-прежнему широко добывались в Средиземном море, а признанным центром резьбы по кораллу оставался Торре дель Греко, вблизи Неаполя. Из-под рук искусных резчиков выходили прекрасные парюры с археологическими или натуралистическими мотивами, изысканные камеи.

Сюжеты для камей были, как правило, заимствованы из античной эпохи, но часто встречались и камеи с портретами трех человек, объединивших Италию, — Маззини, Кавора и Гарибальди. Чаще всего их изображения попадаются на лавовых камеях, вместе с профилями великих итальянских поэтов: Данте, Петрарки и Боккаччо.

Характерной чертой ювелирного искусства 1860-х и 1870-х годов был новый, полный фантазии и разнообразия подход к металлам и камням, драгоценным и полудрагоценным: они стали материалом, который приспосабливался, по форме или огранке, к дизайну изделия, а не наоборот. кораллы и бирюзу гранили так, чтобы они точно встали на нужное место в изделии; богемские гранаты гранили «розой», чтобы собрать кластер вокруг карбункула (гранатового кабошона) и создать мотив звезды; карбункулы вырезали в форме лепестков и собирали в цветок или гранили в форме звеньев браслета.

Широко применялись оптические эффекты: геометрические узоры из концентрических кругов внутри камня, эмали контрастных цветов и текстур, узоры из золота и эмали или из бриллиантов и цветных драгоценных камней. В моде снова были римские и флорентийские мозаики, а также шотландская «галька».

Кабошоны, обычно гранатовые или аметистовые , часто оказывались в центре звезды из жемчуга или бриллиантов, или крошечного цветка, или насекомого из полудрагоценных камней.

Мода на инкрустацию камнями привела к росту спроса на камеи «в одежде». «Окрашенное» матовое золото успешно сочеталось с сияющими бриллиантами и блестящими поверхностями золота полированного. Кулоны и броши украшались характерными подвесками с бахромой или кисточками.

Изделия из панциря черепахи, инкрустированные золотом и серебром, встречались и в первой половине XIX века, однако пика своей популярности они достигли в 1860-х годах. Техника инкрустации по панцирю черепахи, которая распространилась в Англии благодаря французским гугенотам, заключается в нагревании пластин панциря, которые затем выгибают до нужной формы. Пока изделие теплое, на его поверхности процарапывают узор и выкладывают его крошеными точками и полосками из золота и серебра. Остывая, изделие сжимается, и металл оказывается надежно закрепленным. До 1860-х годов этот процесс выполнялся исключительно вручную, узоры на изделиях были, в основном, растительными. Когда же в Бирмингеме в начале 1870-х годов началось массовое производство инкрустированных изделий из панциря черепахи, растительные узоры уступили место геометрическим. Украшения стали грубее, но и дешевле.

Характерной приметой 1860-х и 1870-х годов было также увлечение обыденными мотивами, часто наивными и забавными: серьги, например, могли принимать формы мельниц, весов, корзиночек с цветами, животных, молоточков, светильников, кувшинов и прочих предметов повседневного обихода. Созданные по капризу изменчивой моды, такие изделия быстро обрели популярность, но так же быстро и лишились ее, когда мода на них прошла.

Более жизнеспособной оказалась мода на спортивные украшения, традиционные для Англии, постепенно распространившаяся по всей Европе. Первыми образцами спортивных украшений стали броши в форме подковы, но их репертуар очень быстро пополнился кнутами, жокейскими шапочками, уздечками, стременами, мордочками лисиц, охотничьими собаками, седлами и клюшками для гольфа.

Спортивные украшения сохраняли свою популярность до конца века.

Долгие годы тесных связей и торговли с Индией привели к тому, что в 1870-х годах образовался рынок сбыта для украшений, произведенных в Индии или в индийском стиле. Сувенирами, которые было принято привозить оттуда, были ожерелья и подвески с когтем тигра в золотой оправе. В ювелирных изделиях широко использовались написанные в Дели миниатюры с изображениями знаменитых индийских дворцов и правителей. Пластины сияющей зеленой эмали из Пертабхара с гравировкой по золоту, изображающей мифологические сюжеты или сцены охоты, цветы, листья, птиц, слонов, тигров и других животных , часто использовались в браслетах и ожерельях.

Изнаночные инталии стали еще одной новинкой начала 1860-х годов и сохранили популярность вплоть до начала Первой мировой войны. Такие инталии выполнялись из кабошонов горного хрусталя, причем резьба делалась с оборотной стороны, заполнялась масляными красителями, а затем апертура закрывалась слоем перламутра .

Аксессуары костюма джентльмена — пуговицы, булавки для галстука и запонки — обычно украшали изображения лошадей, собак и сцен охоты; леди же носили броши и подвески с инталиями, где были вырезаны букетики цветов и монограммы. Эрнест Уильям Прадье (род. в 1855) и его сын Эрнест Мариус (род. в 1881) были, пожалуй, самыми известными поставщиками таких поделок. Вскоре на рынке появились и дешевые имитации изнаночных инталий из грубого стекла с рисунком из цветных картинок, помещенных под стеклянный купол.

На фото:

Тиара с рубинами и бриллиантами.

Бриллиантовая полупарюра. Ок. 1870. Ажурный мотив в форме звезды и подвески-кисточки характерны для этого времени

Полупарюра из золота с эмалью работы Фализа.

В 1860-х годах звезда стала одним из самых распространенных мотивов в ювелирном искусстве. Чуть ли не каждый медальон, брошь или браслет в центре был украшен звездой с эмалью, жемчугом и бриллиантами. Звезды вырезали на карбункулах и кабошонах из аметиста и выкладывали их бриллиантами; звезды из половинок жемчужин и бриллиантов носили как броши и украшения для волос. В 1860-х годах звезды делали простыми, плоскими; их легко отличить от более изысканных, трехмерных звезд конца ХГХ века.

Мода на украшения в форме насекомых началась в первые годы 1860-х, когда появились нежные бабочки, пчелки и стрекозы, а вслед за ними — менее привлекательные жуки-олени, пауки, мухи и осы из золота с разноцветными камнями. Ими украшали броши, которые носили помногу одновременно на корсажах, рукавах, вуалях, чепцах и в волосах. В последние два десятилетия XIX века их популярность только росла.

К 1860 году большинство ювелирных мастерских было оснащено газовыми и паровыми двигателями, что позволяло производить большое количество недорогих, но одинаковых украшений. Неизбежно снизилось качество изделий, «раскатанное золото», или «золото-дубле», практически полностью заменило позолоченный металл, использовавшийся для дешевых украшений. «Золото-дубле» состояло из тонкого слоя золота, который скрепляли с листом латуни, а затем раскатывали до толщины бумаги. Изделия, штампованные из раскатанного золота, заполняли цветными металлами, чтобы придать им вес.

Механизация пришла в ювелирные мастерские Европы и Соединенных Штатов Америки практически одновременно. В Европе основными центрами массового производства ювелирных изделий стали Англия — особенно Бирмингем — и Германия. В Амстердаме колеса, с помощью которых гранили бриллианты и цветные драгоценные камни, приводились теперь в действие с помощью паровых двигателей, а в Идар-Оберштейне, в Германии, агаты обрабатывали с применением гидравлики.