Home News

1920 - 1940 годы. Ювелирные украшения 30-х годов 20 века

01.10.2018

видео 1920 - 1940 годы. Ювелирные украшения 30-х годов 20 века

Perfect Blues: 1920s, 30s and 40s Vintage Blues; Duke Ellington; Leadbelly (Past Perfect)

Тиары, бандо и украшения для волос

Типичным головным украшением 1920-х годов было бандо, которое во Франции, полностью вытеснило тиары. В Англии, где правила придворного этикета требовали обязательного наличия тиары, они выполнялись по-прежнему, в традиционном стиле, лишь изредка освежаемом геометрическими узорами 1920-х годов.


Бандо с его простой линейной формой как нельзя лучше подходило для стиля ар деко, его носили низко надо лбом, и оно выгодно дополняло короткие стрижки «под мальчика». Шло оно и к вертикальным, прямым силуэтам вечерних платьев, поскольку такие наряды требовали, скорее, простых украшений для прически, чем изысканных тиар. На бандо 1920-х годов уже не было сложных мотивов в стиле гирлянды, скорее, это были геометрические фигуры, свойственные ар деко: меандры, пальметты, ромбы, шестигранники-соты и т.п. Бриллианты с их белым сиянием были лучшим обрамлением для женского лица, однако увлечение яркими цветами, свойственное 1920-м годам, исподволь проявлялось во многих изделиях, полностью усыпанных бриллиантами, но с вкраплениями крупных цветных драгоценных камней: рубинов , изумрудов и сапфиров .


Внешняя политика в СССР в 1920-1930-х гг.

Бандо, как и многие другие украшения 1920-х годов, часто были многоцелевыми, то есть разделялись на браслеты, клипсы, броши или «ошейники», которые можно было носить в случаях, когда украшение для прически не требовалось.

В начале 1930-х бандо все еще носили, однако во второй половине десятилетия они вышли из моды, и на официальные приемы дамы опять надевали тиары, которые, освободившись от мотивов гирлянд и фестонов эдвардпанской эпохи, теперь выполнялись в форме увесистых и сложных стилизованных цветов, спиралей и завитков. Вернулись в моду и прически из длинных волос, собранных на затылке.


Прогулка по Москве 1920-х годов / A walk in Moscow 1920

В 1920-х годах, если дама не надевала бандо, она украшала волосы клипсами и заколками в форме стрел, незамкнутых окружностей и колец, либо полностью усыпанных бриллиантами, либо вырезанных из поделочного камня и украшенных бриллиантами. Многие стилизованные многоцветные броши 1920-х годов также носились на волосах.

В моде были плюмажи, которые зачастую закрепляли бархатной или шелковой ленточкой, обвязанной вокруг головы. Индийские сарпеши (украшения для тюрбана) превратились в узоры из выпуклых листочков на плюмажах 1920-х годов. В 1930-х годах прически часто украшали соединенные пары клипсов.

Парюры

Парюры полностью исчезли как из шкатулок модниц, так и из каталогов ювелирных домов. По-прежнему выпускались комплекты украшений одного дизайна и цвета, однако дамы предпочитали комбинировать их в соответствии со своими вкусами, нарядами и настроениями.

Серьги

Серьги в 1920-х годах должны были подходить к коротким прическам с открытыми ушами: чаще всего это были длинные висячие серьги, компенсировавшие глубокие вырезы, короткие юбки и заниженную талию модных платьев. Они выполнялись в разных геометрических формах, но обязательно состояли из подвесок различной длины, приблизительно от двух до девяти сантиметров, в виде каскадов стилизованных цветков или качелей, прикрепленных к изысканным бриллиантовым звеньям, колец из резного поделочного камня или стрел и копий с драгоценными камнями. Серьги с мотивами кисточек, бахромы и жирандолей (подсвечников) с бриллиантами и цветными драгоценными камнями были неотъемлемым аксессуаром для вечера.

В середине 1920-х годов Картье предложил модницам серьги-колокольчики в индийском стиле, состоявшие из навершия в форме бриллианта, к которому крепился кластер кабошонов, напоминающий гроздь винограда.

Афроамериканское влияние на искусство и моду выразилось в появлении креольских серег, либо вырезанных из поделочных и полудрагоценных камней и усыпанных бриллиантами и драгоценными камнями, либо просто в виде металлических колечек.

Сочетание восточных и западных мотивов сказалось на новом дизайне висячих серег из китайского нефрита , так называемых «Би» (кольцо), которые подвешивались на бриллиантовых, ониксовых или эмалевых звеньях. Резные нефриты из Китая и нефритовые пластины часто вставлялись в подвески и другие изделия с драгоценными камнями. Ранние образцы подобных серег легко распознать по простой удлиненной форме.

На протяжении 1930-х годов серьги сохраняли свою популярность. Волосы по-прежнему носили либо коротко подстриженными, либо собранными в изысканную прическу на затылке, поэтому к ним подходили серьги, менее крупные, чем было модно носить в 1920-е годы, в форме завитков, листьев и стилизованных раковин, часто с жемчужиной или подвеской сложного дизайна.

Основная конструкция 1920-х годов из небольшой верхней части, поддерживающей подвеску, была перевернута, и теперь у серег был массивный верхний элемент, закрывающий всю мочку уха своими завитками и волютами, к которому крепилась небольшая, часто отстегивающаяся, подвеска или кисточка.

Клипсы, ставшие популярными в 1930-х годах, изготавливались в форме сложных кластеров из листьев и цветов, часто крупного размера.

Висячие серьги 1920-х и 1930-х годов были многоцелевыми: в сочетании с брошью-пластиной или ожерельем они превращались в украшение для корсажа.

Ожерелья

Типичным ожерельем 1920-х годов был сотуар, украшенный кистью или подвеской, из бриллиантов, жемчуга , кораллов , полудрагоценных и поделочных камней, а также из шелка с искусственными камнями. Идеально подходивший к платьям с низкой талией сотуар стал символом «грохочущих 20-х». Он мог состоять из бриллиантовых звеньев прямоугольной формы с вытянутой подвеской геометрического дизайна, из бусин драгоценного камня, собранных в длинные нити и перемежающихся жемчужинами, с кабошоном на подвеске, или из жемчужных нитей с кистью из мелкого жемчуга , закрепленной под куполообразным навершием из поделочного камня или эмали. Длинные бусы из поделочного камня или жемчуга , натурального или культивированного, завязанные узлом спереди или сзади, привлекали внимание к глубоким декольте вечерних платьев. Ожерелья в виде нескольких рядов бус из драгоценных камней в индийском стиле часто снабжались бриллиантовыми пластинами.

В 1930-х годах ожерелья были важной составляющей моды, теперь они выполнялись в форме цепей средней длины с драгоценными камнями и сложными подвесками геометрического дизайна.

Популярны были также цепи из бриллиантовых звеньев, поддерживавших бахрому из изумрудов , рубинов или сапфиров — кабошонов или резных, — в ориентальном стиле. Стилизованные ленты, завитки и банты также были популярным мотивом для коротких ожерелий скульптурного дизайна.

Многоцелевые бриллиантовые ожерелья геометрического дизайна разрабатывались так, чтобы центральный мотив мог отстегиваться и превращаться в клипсу, брошь, подвеску или центральное звено браслета в виде широкой золотой полосы.

В конце 1930-х годов, с возвращением желтого золота, в моду вошли гибкие цепи из трубчатых звеньев различной длины, украшенные самоцветными клипсами геометрического или растительного дизайна. Удобные в носке, подходящие для послеобеденных и вечерних нарядов, такие трубчатые ожерелья стали одним из самых популярных украшений 1940-х годов. Клипса, скреплявшая концы такого полого ожерелья, обычно была выразительного геометрического дизайна: в виде массивных завитков с бриллиантами, стилизованного банта или пряжки с калиброванными рубинами и сапфирами . Натуралистический стиль последних лет десятилетия отразился в создании клипсов в виде стилизованных цветов с рубинами , бриллиантами, синими и желтыми сапфирами .

Продолжалось использование натурального и культивированного жемчуга , обычно собиравшегося в ожерелья из нескольких нитей жемчужин разного размера с бриллиантовыми пластинами или клипсами по бокам от фестончатого центра.

Подвески

Длинные украшения на шею, которые раскачивались вместе с хозяйками в ритмах зажигательных танцев 1920-х, вывели подвески на передний край моды. Их носили на длинных шелковых шнурках, на цепочках, жемчужных нитях и бусах, а их форма, не столь ограниченная функциями, как у браслетов, колец и ожерелий, обязательно обвивающих запястья, пальцы и шею, предоставляла ювелирам полную свободу для фантазии.

На подвесках быстрее всего отразилось влияние ар деко с его строгими геометрическими линиями. Художники-ювелиры создавали крупные украшения из металлических пластин различной геометрической формы с яркими разноцветными эмалями и массивными полудрагоценными камнями, в которых очевидно просматривались механистические мотивы; они также экспериментировали с масштабными призматическими формами из различных металлов и резными пластинами из оникса, кораллов и горного хрусталя. Ювелиры-бижутеристы, хотя и увлекались геометризмом, воздерживались от рискованных экспериментов и выпускали привлекательные подвески треугольной, прямоугольной и трапециевидной форм с бриллиантами и цветными драгоценными камнями, образовывающими геометрические узоры.

Прямые линии, зигзаги, полукруги и ступени, а также китайские, индийские и египетские мотивы часто использовались в дизайне ювелирных изделий.

В 1925 году на выставке в Париже Лаклош представил свои знаменитые прямоугольные подвески с изображением отдельных сцен из басен Лафонтена. Картье часто вставлял резные изумруды в оправы индийского стиля, а Мобуссан заключал яркие стилизованные цветы в геометрические рамки.

Бахрома, кисточки, каскады бусин были самыми популярными декоративными мотивами. Трапеции и прямоугольники из оникса или горного хрусталя, украшенные пластинами с бриллиантами, подвешивались на шелковые ленточки или длинные жемчужные нити, как и подвески в виде корзинок с цветами.

В 1930-х годах подвески не исчезли, но, поскольку в моде были короткие ожерелья, они, скорее, оказались встроенными в них.

Броши

В 1920-х годах броши носили на плече, поясе или кушаке, их также прикалывали к модным шляпкам-колпакам. Самой типичной формой для броши было кольцо (шестиугольник, квадрат или прямоугольник с открытой серединой), вырезанное из горного хрусталя, а с боков украшенное симметричными бриллиантовыми мотивами. Вариации на эту тему выполнялись из нефрита , оникса и кораллов , а фланговые элементы принимали форму пальметт, бриллиантовых полукругов и эллипсов с бантами и завитками по краю. Вернулись в моду кельтские броши: Картье превратил их в незамкнутую окружность с застежкой-штыком, украшенную бриллиантами, ониксом, кораллами и мелкими полудрагоценными камнями.

Типичными для середины 1920-х годов были броши-жардиньерки в виде бриллиантовой корзины или вазы со стилизованными цветами, листьями и фруктами из кабошонов или резных рубинов , изумрудов и сапфиров . Крошечные деревца в специальных горшках, изображающие японские бонсаи, стали еще одним мотивом для небольших брошей с бриллиантами и цветными камнями. Арки, пагоды, небоскребы, замки с колоннами воплощались в небольших брошах геометрических очертаний, где треугольники, прямоугольники, трапеции, полукруги и шестигранники из бриллиантов и других драгоценных камней складывались в архитектурные формы.

Еще одним характерным украшением 1920-х годов стала булавка: в самом простом варианте это была металлическая игла с декоративным элементом на каждом конце, один из которых был неподвижен, другой мог двигаться и закреплял иглу с помощью пружинного механизма. Разные по размеру, они чаще всего принимали форму стрелки, но встречались также и булавки с мотивами пальметт, папирусов или с грушевидными окончаниями.

Увлечение Древним Египтом привело к созданию множества брошей с архитектурными мотивами, египетскими божествами, скарабеями и цветками лотоса, заимствованными из искусств, процветавших в долине Нила.

Менее экстравагантные броши выполнялись в форме небольших ажурных овальных или прямоугольных пластин с бриллиантами и цветными камнями легкого геометрического дизайна.

Броши в форме буквы «S» либо разомкнутых, ломаных прямоугольников, похожие на дверные молотки, усыпанные бриллиантами и заканчивающиеся кабошонами или камнями с резьбой, вошли в моду в конце 1920-х годов.

Броши-банты оставались популярными на всем протяжении 1920-х, однако гибкие и естественные контуры конца XIX — начала XX века сменились более стилизованными и жесткими формами.

Висячие броши вернулись в моду в форме ваз с цветами или геометрических пластин, свисающих с простых бриллиантовых перекладин, а также в форме арок с прикрепленными к ним каскадами камней.

Крупные украшения для корсажа начала XX века уступили место небольшим ажурным геометрическим пластинам с бриллиантами и цветными камнями, часто украшенным отстегивающимися подвесками, которые можно было носить как серьги, брошам-перекладинам с панельными подвесками, а также длинным «эполетам» или брошам для плеча, которые своими удлиненными вертикальными формами подчеркивали прямые линии модных в то время туалетов.

Броши с обыденными мотивами в 1920-х годах изображали автомобили, самолеты, яхты, теннисные ракетки и клюшки для гольфа в стилизованном виде, напоминая о заново открытом увлечении спортом и активном образе жизни.

Наиболее типичным украшением 1930-х годов была клипса. В своей самой простой форме она была треугольной, а сзади, вместо булавки, снабжалась плоской пружинной застежкой, позволявшей крепить ее к одежде. Клипсы чаще всего были парными, их прикрепляли на горловину по бокам, на лацканы, на вечерние сумочки, кушаки или закрепляли в прическе. Обычно к ним прилагалась и специальная застежка, позволявшая носить клипсы как брошь или центральное звено браслета.

Самые первые клипсы были простого геометрического дизайна, среднего размера, и, будучи объединены в пару, образовывали идеально симметричный узор. Экземпляры более крупного размера могли быть асимметричными и, соединяясь вместе, выглядели развернутыми по вертикальной оси.

После 1935 года клипсы и пары клипс, по-прежнему сохраняя геометрические очертания, приобрели более рельефные формы, которые достигались за счет приподнятых, отчасти трехмерных мотивов, например волют, спиралей, складчатых лент и т.п.

К 1940 году в моду вошли полностью асимметричные двойные клипсы в форме фантазийных веточек с листьями и цветами; дизайн стремился к менее строгим изделиям, а размер их увеличивался.

Изменилось и крепление: в конце 1930-х годов пластина с пружиной была заменена на два пружинящих зубца, меньше повреждавших одежду. Клипсы выполнялись в неформальных, объемных, скульптурных формах, предвосхищавших тенденции 1940-х годов.

Многие броши 1930-х годов изготавливались в форме колец, украшенных бантом, перевитых лентой; самыми же типичными были броши-пластины.

Достаточно массивные, обычно усыпанные бриллиантами, иногда с цветным камнем в центре, они могли быть прямоугольными, овальными или восьмигранными, с ажурным геометрическим узором. На них часто встречались стилизованные ремни с пряжками, цветы и геометрические композиции из зигзагов, полукругов, ступеней.

Булавки, модные в 1920-х, по-прежнему пользовались спросом, теперь их изготавливали из золотой проволоки и украшали бусинами из золота и поделочного камня или головками, вырезанными на поделочном камне.

Браслеты

Браслеты в виде широкой полосы были самым модным украшением в начале 1920-х годов. Обычно они состояли из узких пластин или звеньев геометрической формы либо рядов камней контрастных цветов, а к середине 1920-х превратились в широкие гибкие самоцветные ленты.

Геометрический стиль 1920-х годов отлично подходил к линейной форме таких браслетов. Зигзаги, треугольники, концентрические круги, стилизованные пряжки, шевроны и шахматные узоры, стилизованные листья и цветы, выпиленные в платине и усыпанные бриллиантами и цветными драгоценными камнями различной формы, были самыми популярными орнаментами.

Очарование Египтом времен фараонов вдохновило ювелиров на создание множества широких браслетов-лент, усыпанных бриллиантами и украшенных египетскими архитектурными мотивами, сфинксами, скарабеями, цветками лотоса и тому подобным, тщательно выложенными из калиброванных драгоценных кабошонов, выпуклые поверхности которых броско контрастировали с блестящими гранями бриллиантов. Ван Клиф и Арпельс специализировались на подобных браслетах. Бушерон предпочитал стилизованные цветочные мотивы, усыпанные бриллиантами в эмалевых рамках, и стилизованные цветы, вырезанные на разноцветном поделочном камне в обрамлении бриллиантов. Картье достиг совершенства в изготовлении браслетов индийского стиля, которые состояли из листьев, цветов и ягод, вырезанных из рубинов , изумрудов и сапфиров .

Также в этот период выпускались браслеты из скрепленных между собой пластин поделочного камня с резьбой, перемежающихся эмалевыми или самоцветными звеньями.

Собирать брелоки и носить их на браслетах стало модным в 1920-х годах, а в 1950-х и 1960-х такая мода была распространена повсеместно. Браслеты с брелоками 1920-х годов обычно изготавливались из платины и украшались калиброванными камнями. Тонкие самоцветные «запястья» носили по нескольку одновременно, с вечерними платьями, которые оставляли руки открытыми, либо на перчатках; иногда их надевали и на предплечье, чтобы закрыть шрам от прививки против оспы.

Для дневного ношения предназначались чуть более широкие «запястья» с золотыми или эмалевыми звеньями либо из резной слоновой кости в африканском стиле, которых надевали сразу помногу.

Пользовались популярностью и простые браслеты-кольца из нефрита или других поделочных камней. Вернулись в моду забытые манжеты с эмалью или самоцветами. Особенно впечатляют браслеты работы Картье в ориентальном стиле, с резными кораллами или ляпис-лазурью, откидывающиеся с помощью золотой шарнирной пластины с эмалью и украшенные драгоценными камнями.

Подобно двойным клипсам, шикарными считались браслеты из широких массивных звеньев, обычно с бриллиантами. Их носили помногу, обычно на вечерних перчатках, и парадоксальным образом эти тяжеловесные украшения стали неотъемлемым украшением струящихся драпированных вечерних платьев. Их изготавливали в виде ряда прямоугольных или восьмиугольных пластин с мотивами ремней и пряжек, и они отлично подходили к брошам-пластинам. Обычно такие браслеты украшались бриллиантами, однако встречаются на них и цветные камни — обычно по центру каждого звена — и ряды небольших калиброванных цветных камней.

Изготавливались также браслеты с бриллиантами и цветными камнями массивного скульптурного дизайна в виде широких ремней с крупными пряжками, завитками и бантами.

Более тонкие браслеты в духе 1920-х годов производились и в 1930-х (ил. 620 и 621). Пользовались спросом и браслеты из нескольких рядов жемчуга или бусин из драгоценных и полудрагоценных камней, перемежающихся бриллиантовыми пластинами геометрического дизайна.

Браслеты-«эскалье» («лестница» — франц.) из золота с драгоценными камнями контрастных цветов вошли в моду приблизительно в 1935 году. Это были полосы из прямоугольных призматических звеньев, создававших обманчивый эффект движущегося эскалатора благодаря контрасту белых и цветных камней и отражению света с полированных золотых поверхностей.

Примерно с 1936 года стало модно носить пару клипс, прикрепленных к широкому металлическому браслету.

Наручные часы

Вечерние наручные часы с самоцветами носили на всем протяжении 1920-х годов. Обычно их изготавливали из белого золота и платины, корпус был усыпан бриллиантами и украшен калиброванным ониксом, а иногда и цветными камнями.

Корпуса часов были прямоугольной, восьмиугольной или круглой формы, усыпанные бриллиантами, с боковыми звеньями геометрического дизайна. Роль ремешков выполняли черные муаровые ленточки, черные шнурки и ряды звеньев из различного металла с жемчугом или бриллиантами.

Примерно в 1925 году возникла мода на карманные часы круглой или прямоугольной формы с крышкой, усыпанной драгоценными камнями, и на какое-то время интерес к наручным часам угас, однако увлечение карманными часами быстро прошло, наручные часы снова стали модными и оставались таковыми на всем протяжении 1930-х годов.

Кольца

Кольца в 1920-х годах чаще всего были платиновыми, с цветным камнем, обычно кабошоном, в геометрической рамке, усыпанной бриллиантами. Такое же геометрическое обрамление было характерно для колец с одним крупным бриллиантом фантазийной огранки в рамке из калиброванных камней. Цветные камни, драгоценные и полудрагоценные, закрепляли «лапками» между выпуклых боковых элементов, зачастую покрытых бриллиантами прямоугольной или круглой огранки.

Кольца из нескольких окружностей, полностью покрытых бриллиантами или калиброванными цветными камнями, надевались в различных цветовых комбинациях на один палец. Кольца из трех ободков, центральный из которых был полностью покрыт бриллиантами, а боковые — на передней части — камнями контрастных цветов, образующими различные цветовые комбинации, пользовались большим спросом.

Кольца с одиночным бриллиантом прямоугольной огранки впервые появились в середине 1920-х годов и также остаются в моде.

Произведения художников-ювелиров, менее заинтересованных в повышении рыночной стоимости изделия, стремились к крупным скульптурным геометрическим формам с острыми, точными линиями.

Пластины из металла и поделочного камня использовались чаще драгоценных камней.

В 1930-х годах общая тенденция склонялась к крупным кольцам, зачастую с одним камнем между геометрических боковых элементов.

Модными стали парадные броские кольца из платины, усыпанные бриллиантами или цветными драгоценными камнями.

К концу 1930-х годов стали появляться первые кольца из желтого золота с бриллиантами и цветными драгоценными камнями в форме ремня с пряжкой, предвосхитившие кольца-» коктейль» 1940-х годов.

Футляры для косметики, портсигары и вечерние сумочки

После Первой мировой войны косметическая промышленность стремительно развивалась. Бледные напудренные лица, ярко-алые губы и глаза, подчеркнутые толстыми штрихами черного карандаша, были на пике моды.

Футляры для косметики, включавшие отделения для пудры и помады, зеркальце и гребень из панциря черепахи или слоновой кости, обязательно присутствовали в сумочке модницы. Ранние экземпляры состояли из небольшой круглой или прямоугольной пудреницы, подвешенной к колечку на изысканной цепочке, и футляра для помады того же дизайна. Позднее их стали изготавливать в форме прямоугольных коробочек, для которых ван Клиф и Арпельс запатентовали название «минодьер» («косметичка»).

Делали их из золота, серебра, сплавов белого металла или цветных металлов с позолотой и украшали рифлеными узорами в геометрическом стиле: концентрическими прямоугольниками, ступеньками, полосками, зигзагами, шестиугольниками, а защелку подчеркивали самоцветами.

Большие прямоугольные поверхности крышек служили для приложения фантазии ювелиров. Их покрывали яркой разноцветной эмалью и лаком, украшали самоцветными мотивами в геометрическом и ориентальном стиле: персидскими узорами, китайскими пагодами, облаками — символами долгой жизни, японскими деревцами-бонсай, абстракциями и китайскими пейзажами с полихромной эмалью и инкрустациями из перламутра и полудрагоценных камней. На крышках косметичек, изготовленных Картье, часто появлялись оригинальные китайские пластины XVIII века: лаковые, перламутровые или из поделочного камня. Отлично подходили для этой цели и резные китайские пластины из нефрита и кораллов .

В 1920-х годах модно было курить, и эмансипированные дамы с удовольствием курили сигареты, вставленные в длинные мундштуки. Хранить их нужно было в портсигаре того же дизайна, что и косметичка или в больших настольных сигаретницах.

Вечерние сумочки с ювелирными элементами были типичным для 1920-х годов аксессуаром; они изготавливались из расшитой шелком парчи с золотыми, эмалевыми и самоцветными застежками в геометрическом, египетском, персидском, китайском или индийском стиле и отлично дополняли вечерние платья этого периода.

Сумочки-«кармашки» из черного шелка и замши со скромными самоцветными застежками строгого геометрического дизайна широко использовались на протяжении 1930-х годов. Если приобретение такой сумочки было затруднительно с финансовой стороны, ее мог заменить простой шелковый «кармашек» с парой клипс.